Добро пожаловать в параллельный мир. Часть 2: Мир асинхронный

Продолжая тему начатую в части 1, перейдём от простейшего способа использования потоков, к следующему, более продвинутому, способу мульти-поточного программирования, -асинхронному программированию.

Под простейшим здесь я понимаю не отношение сложность\простота, а тот факт, что потоки, мьютексы и вся та “кухня” из части 1 являются базовыми блоками для всего остального в многопоточном мире.

Под асинхронным программированием я понимаю стиль программирования, который можно охарактеризовать следующим выражением: “дал задачу и забыл”. Т.е. это такой стиль при котором все тяжеловесные задачи исполняются в отличном от вызывающего потоке, и результат выполнения которых может быть получен, вызывающим потоком, когда он того пожелает(при условии, что результат доступен).

К примеру, вам необходимо загрузить большой файл с диска, и отобразить его в интерфейсе пользователя. Вы, конечно, можете сделать это из основного потока, заставив пользователя ждать. Но это не сделает его жизнь счастливее, и довольство вашим софтом постепенно будет падать. Множество софта, которое я встречал, именно так и поступает. Если же идти по пути асинхронного программирования. тогда метод, отвечающий за загрузку файла с диска, не будет блокировать поток выполнения, а будет загружать файл в отдельном потоке, и вернёт результат по первому требованию. Т.е. фактически будет отдана задача: “Загрузи файл”, и больше никаких взаимодействий с этой задачей, до её выполнения, из основного потока, не будет. При этом пользовательский интерфейс будет оставаться отзывчивым всё это время. О том, что есть в C++ для упрощения реализации асинхронного программирования и пойдёт речь в этой статье.

Говорим о будущем

В прошлой статье мы рассмотрели метод построения системы ожидания событий на std::condtiotion_variable. Это, без сомнения, очень удобный метод для моделей, в которых есть некий субъект, который постоянно ожидает наступления некоторого события. Но существуют и такие ситуации, когда вам необходимо дождаться наступления некоторого события один раз. После чего, оно перестаёт интересовать вас. К примеру, вы стоите в очереди за загранпаспортом и ждёте своей очереди. Благо, в вашем отделении вы получили номерок и теперь ждёте, пока вас вызовут и сообщат, верно ли заполнено ваше заявление. Использование std::condition_variable возможно, но было бы избыточным в данной ситуации, т.к. это слишком громоздко заводить condition_variable + mutex раде одного уведомления. Необходим некий механизм однократного уведомления. И такой механизм, как вы наверно догадались, существует и именуется он как future.

Слова выше, кодом:

#include <iostream>
#include <future>

std::future<bool> submitForm(const std::string& form);

int main()
{
    auto check = submitForm("my form");
    if(check.get())
        std::cout << "Wow I've got a passport!\n";
    else
        std::cout << "Dammit, they found a mistake again!\n";
}

Реализация submitForm отсутствует, т.к. на данном этапе мы не обладаем достаточными знаниями для её реализации .

Класс std::future представляет собой обертку, над каким-либо значением или объектом(далее значением), вычисление или получение которого происходит отложено. Точнее, future предоставляет доступ к некоторому разделяемому состоянию, которое состоит из 2-х частей: данные(здесь лежит значение) и флаг готовности. future является получателем значения и не может самостоятельно выставлять его; роль future пассивна.

Далее по тексту future может быть использовано вместо понятия разделяемое состояние, т.к, по сути, эти понятия можно использовать взаимозаменяемо.

Появление, или же вычисление, значения означает, что разделяемое состояние, содержит требуемое значение и флаг готовности “поднят”. С этого момента значение может быть изъято в любое время без каких-либо блокировок. Объект future предоставляет исключительный доступ к значению, когда оно было вычислено. Объект future не может быть скопирован, а может быть только перемещен, а это, в свою очередь, дает строгую гарантию программисту, что значение полученное им не может быть испорчено в каком-либо другом месте. В силу своей “отложенной” природы, future может быть использовано не только в многопоточном коде, но и в однопоточном его варианте; чем и не преминули воспользоваться разработчики стандарта, но об этом далее.

Для получения значения из future предназначен метод std::future::get. При этом, поток вызвавший get блокируется до вычисления значения. Именно поэтому, мы и говорим об отложенном получении значения, ведь поток, получивший объект future, может не сразу блокироваться на нём, для получения значения, а может исполнять всё, что угодно и только придя к точке, когда необходимо получить значения future, – получить его. Можно, также, просто подождать появления значения без его непосредственного получения, для этого предназначен метод std::future::wait. В примере выше был использован метод get, т.к. нас интересует сам ответ(значение), а не просто его появление. Если бы нам нужно было просто получить уведомления, и мы были бы не заинтересованы в ответе мы могли бы использовать метод wait. Или же использовать future<void> вместо  future<bool> вкупе с методом get, т.к. future<void>::get ничего не возвращает.

Хотя нам никто и не мешает просто игнорировать значение возвращаемое get, всё же, это является дурным тоном, игнорировать возвращаемые значения. Не для того они возвращаются.

Метод wait, также, может быть полезен в том случае, когда избыточно или некорректно “вечно” ожидать появления значения. wait позволяет задать интервал ожидания, таким образом предотвращая “вечное” ожидание. Метод get, с другой стороны, не позволяет этого сделать. Что вполне соответствует его семантике: вычислить\получить значение.

Помимо std::future существует и расширенный вариант, который представляет совместный доступ к разделяемому состоянию. Эта расширенная версия именуется std::shared_future. shared_future позволяет нескольким потокам получать уведомления из одного источника.

В качестве примера из жизни, можно взять объявление о приходе поезда. Здесь одно событие ожидается многими пассажирами, поэтому обычный объект future не может быть использован в силу своего исключительного права владения. Зато shared_future подходит как нельзя лучше. Но это привлекает и дополнительные издержки связанные с разделяемым доступом, а именно: shared_future синхронизирует доступ только к future, но не к значению, которое хранится в нём. Т.е. вы гарантировано имеете синхронизацию между всеми вызовами get, но не имеете оной при дальнейшем изменении объекта, который был им возвращен. А ведь может быть возвращена и не константная ссылка на объект. Таким образом, вся синхронизация, относящаяся к значению, полученному посредством get из future, ложится на плечи программиста, что, в целом, логично.

Объект shared_future может быть получен из объекта future, с помощью метода std::future::share, после чего объект future  становится “пустым”, т.е. лишается своего доступа к разделяемому состоянию и не может быть в дальнейшем использован для ожидания или получения значения из него.

Итак, мы рассмотрели различные варианты ожидания на future и получения из него значения. Но как же создать future, и как вычислить это самое значение, чтобы оно стало доступно во future? Для этого существуют специальные сущности, которые являются поставщиками значения для future. Мы рассмотрим их все, поочередно, в следующих параграфах.

Пакуем задачи

В арсенале объектов, помогающих в реализации идиомы асинхронного программирования, в C++11, существует вполне логичная для такого рода программирования сущность, - задача. Ведь именно задача является базовым блоком асинхронного программирования, как мы условились во введении к настоящей статье. В C++ роль задачи выполняет объект класса std::packaged_task. Его использование идентично использованию std::function, с тем лишь отличием, что std::packaged_task содержит и является поставщиком значения для future. Таким образом, первым методом, рассмотренным нами, получения future является std::packaged_task::get_future. При выполнении std::packaged_task исполняет код функции, который был передан ей при создании и выставляет значение в future, которое, в свой черёд, является возвращаемым значением этой функции.

Реализуем submitForm:

std::future<bool> submitForm(const std::string& form)
{
    auto handle = [](const std::string& form) -> bool
    {
        std::cout << "Handle the submitted form: " << form << "\n";
        return true;
    };
    std::packaged_task<bool(const std::string&)> task(handle);
    auto future = task.get_future();
    std::thread thread(std::move(task), form);
    thread.detach();
    return std::move(future);
}

В коде выше, мы использовали packaged_task в качестве аргумента thread, для того, чтобы исполнить задачу в отдельном потоке, т.к. её исполнение в том же потоке, что и вызов submitForm уничтожил бы всю её пользу. Хотя ничего не мешает вам использовать её в том же потоке, т.к. packaged_task является типичным функтором. Можно мысленно перенести задачу загрузки файла, из начала статьи, в lambda функцию из кода выше и получить, то о чем я говорил в начале – "Дал задачу и забыл”. Программирование на уровне задач является весьма удобным механизмом ускорения отзывчивости софта. Кроме того, задачи являются частью повседневной жизни, а следовательно должны быть интуитивно понятны и в программировании.

Ещё одним интересным методом packaged_task является std::packaged_task::make_ready_at_thread_exit, который принимает аргументы для вызова packaged_task. При выполнении данного метода происходит следующее: выполняется код функции, сохраненной в packaged_task, результат сохраняется в разделяемом состоянии, НО флаг готовности будет выставлен только после того, как все деструкторы локальных, для данного потока, объектов будут выполнены. Т.е. прямо перед завершением потока. Давайте исправим код submitForm, представив deadlock Улыбка

std::future<bool> submitForm(const std::string& form)
{
    auto handle = [](const std::string& form) -> bool
    {
        std::cout << "Handle the submitted form: " << form << "\n";
        return true;
    };
    std::packaged_task<bool(const std::string&)> task(handle);
    task.make_ready_at_thread_exit(form);
    return task.get_future();
}

Т.к. main ждёт появления значения в future, чтобы продолжить выполнение, а оно появится только по окончании работы потока, - мы имеем deadlock.

Используйте packaged_task, тогда когда вам необходимо выполнить некую функцию асинхронно, и получить результат по окончанию её исполнения. Хотя я использовал только один поток с одной задачей никто не мешает сделать по другому, например очередь из задач, которые исполняются в одном потоке. Это позволит нам сэкономить на количестве потоков, если у нас есть непрерывный поток задач. Скорее всего примерно таким(один поток и много задач) и будет ваше применение packaged_task, ведь в C++11 есть куда более элегантный способ выполнить одну задачу в отдельном потоке, но об этом речь пойдёт чуть позже.

Даём обещания

Еще одним поставщиком future и значений для него является std::promise.

В противовес строго пассивного future, promise является строго активной сущность. Назначение promise есть поставка значения для future. promise не может считать значение, которые ей же и было выставлено. Эта пара создает целостную сущность, которая является корнем асинхронного программирования в C++.

Для получения future, promise содержит специальный метод std::promise::get_future(). А для выставления значения в разделяемом сост��янии есть две функции:

  • set_value – сохраняет значение в разделяемом состоянии и выставляет флаг готовности
  • set_value_at_thread_exit - сохраняет значение в разделяемом состоянии, а флаг готовности выставляется после отработки деструкторов всех объектов, локальных по отношению к потоку.

Важно помнить, что значение может быть выставлено только один раз. При попытке повторного выставления вы получить исключение std::future_error. Поэтому один раз выставленное значение не может быть изменено, если это не ссылка или указатель, конечно.

Как и future, promise является исключительно перемещаемым типом, но, в отличие от future не обладает разделяемой версией. Поэтому для копирования promise придется пользоваться сторонними средствами, например std::shared_ptr.

Пример работы с promise:

#include <future>
#include <thread>
#include <limits>

int main()
{
    auto spPromise = std::make_shared<std::promise<void>>();
    std::future<void> waiter = spPromise->get_future();
    auto call = [spPromise](size_t value)
    {
        size_t i = std::numeric_limits<size_t>::max();
        while(i--)
        {
            if(i == value)
                spPromise->set_value();
        }
    };
    std::thread thread(call, std::numeric_limits<size_t>::max() - 500);
    thread.detach();
    waiter.get();
}

В коде выше, создается поток, который отсчитывает числа с конца и уведомляет ожидающую сторону, что число, переданное в качестве аргумента, найдено. Как вы можете заметить, объект promise обернут в shared_ptr; как я уже говорил ранее. это необходимо для копирования promise в новый поток. Хотя можно было её и переместить туда, но, к сожалению lambda не содержит синтаксиса для “перемещающего захвата”, а другими методами делать этого не хотелось. Другой особенностью, которую вы можете наблюдать, является set_value, без параметров. Это специальная версия set_value для promise параметризированной типом void. Для остальных типов этот метод принимает один аргумент.

Из кода видно, что promise предоставляет больше свободы, чем packaged_task, которая ограничена выставлением значения только из возвращаемого значения функции, а, следовательно, только по её завершению. promise, по факту, является самым гибким поставщиком значения для future.

std::promise следует использовать в местах, где необходим полный контроль над местом выставления значения.

Проводим асинхронные вызовы

Последним методом получения future является функция std::async. async принимает в качестве аргументов функцию, аргументы функции и, опционально, флаг, который влияет на политику вызова async. Возвращаемым значением async является future, значение которого будет выставлено по возвращении функции, и будет иметь значение ей возвращённое. Поведение async, зависит от переданных флагов следующим образом:

  • launch::async – если передан этот флаг, то поведение async будет следующим: будет создан объект класса thread, с функцией и её аргументами в качестве аргументов нового потока. Т.е. async инкапсулирует  создание потока, получение future и предоставляет однострочную запись для выполнения такого кода(скорее всего реализация будет использовать packaged_task, вместо простой передачи функции в поток, “под капотом”, но я не уверен)
  • launch::deferred – если передан этот флаг, то имя функции async становится несколько не логичным. Т.к. никакого асинхронного вызова не произойдёт. Вместо исполнения функции в новом потоке, она, вместе с аргументами, будет сохранена в future(еще одна особенность future), чтобы быть вызванными позже. Это позже наступит тогда, когда кто-либо вызовет метод get(или wait, но не wait_for!) на future, которое вернул async. При этот вызываемый объект выполнится в потоке, который вызывал get! Это поведение есть ни что иное, как отложенный вызов процедуры.
  • launch::async | launch::deferred  - в этом случае будет выбрано одно из двух поведений описанных выше. Какое из двух? Неизвестно и зависит от имплементации.

Как указано выше, флаг политики является опциональным. Поведение по умолчанию эквивалентно передаче флагов launch::async | launch::deferred в async.

#include <iostream>
#include <string>
#include <future>
#include <thread>
#include <chrono>

int main()
{

    std::cout << "Main thread id=" << std::this_thread::get_id() << "\n";
    auto asyncDefault = std::async([]()
    {
        std::cout << "Async default, Threadid=" <<
            std::this_thread::get_id() << "\n";
    });

    auto asyncDeffered= std::async(std::launch::deferred,
        [](const std::string& str)
    {
        std::cout << "Async deffer, Threadid="
            << std::this_thread::get_id() << "," << str << "\n";
    }, std::string("end string"));

    auto asyncDeffered2  = std::async(std::launch::deferred, []()
    {
        std::cout << "Async deffer2, Threadid=" 
            << std::this_thread::get_id() << "\n";
    });

    auto trueAsync = std::async(std::launch::async, []()
    {
        std::cout << "True async, Threadid=" 
            << std::this_thread::get_id() << "\n";
    });
    std::this_thread::sleep_for(std::chrono::seconds(5));
    std::cout << "Sleep ended\n";
    asyncDefault.get();
    asyncDeffered.get();
    trueAsync.get();
}
Main thread id=7772
Async default, Threadid=8744
True async, Threadid=9332
Sleep ended
Async deffer, Threadid=7772,end string

Пример был собран и запущен в MSVC2012 RC и как Вы можете видеть из вывода выше:

  1. Реализация async выбрала launch::async, как политику по умолчанию
  2. Первый(asyncDeffered) async  c launch::deffered был выполнен в том же потоке, что и main
  3. Первый async c launch::deffered был выполнен после того, как отработал sleep
  4. Второй(asyncDeffered2) не был выполнен т.к. не была вызвана соответствующая функция ожидания, а следовательно и вызова не будет.
  5. async с явно переданным флагом launch::async был выполнен в отдельном потоке

std::async с флагом  launch::async является удобной заменой std::packaged_task и прямого использования std::thread. Т.е. есть смысл всегда использовать её в тех местах, где нет явной необходимости в использовании std::thread и std::packaged_task. Например, когда есть необходимость в создании отдельного потока на каждую задачу.

std::async, с флагом launch::deffered, удобно использовать в случае необходимого отложенного вычисления не требовательного к ресурсам, т.е. того которое может быть быстро вычислено в месте его получения.

Ловим исключения

Говоря о возвращаемых значениях, получаемых посредством future, из других потоков. Мы совершенно не упомянули об исключениях. А ведь они могут быть брошены в любой момент. Что произойдет с исключением, брошенном в другом потоке? Как узнать, было ли брошено исключение? Об этом мы и поговорим в этом параграфе.

В новом стандарте, специально для сохранения исключения был введен новый тип std::exception_ptr. На деле exception_ptr является typedef’ом на некоторый другой, зависимый от реализации тип. Т.к. реализация exception_ptr не стандартизирована, значит для нас, пользователей, этот тип является непрозрачным, а значит говорить о деталях его реализации не имеет смысла, да и попросту вредно.

Но если мы не можем использовать его внутренности, чем же он тогда нам интересен? А интересен он операциями, которые можно производить с объектом exception_ptr, точнее операцией – std::rethrow_exception. rethtow_exception принимает в качестве аргумента exception_ptr и бросает исключение, которое exception_ptr содержит, при этом exception_ptr должен быть не нулевым.

Следующие блоки кода эквивалентны:

//Как-то сохранаяем исключения типа std::bad_alloc
std::exception_ptr storedPtr = ...
std::rethrow_exception(storedPtr);

и

throw std::bad_alloc();

Существуют 2 метода, с помощью которых можно заполнить многоточие выше.

Например это могло бы выглядеть так:

std::exception_ptr storedPtr;
try
{
    throw std::bad_alloc();
}
catch (std::exception&)
{
    storedPtr = std::current_exception();
}

Здесь используется функция std::current_exception, которая возвращает exception_ptr указывающий на текущее исключение(т.е. исключение, которое в данный момент обрабатывается) или его копию. Если в данный момент нет обрабатываемого исключения, тогда будет возвращен нулевой exception_ptr.

Но если нам нужно просто сохранить исключение, а не перехватывать какое-то существующее, то “городить огороды” из try\catch вовсе не обязательно, код описанный выше можно записать следующим образом:

std::exception_ptr storedPtr = std::make_exception_ptr(std::bad_alloc());

Здесь использован второй метод получения exception_ptr, этот метод является простой надстройкой над current_exception и представлен для удобства пользователей. Так, хорошо, мы теперь можем сохранять исключения и бросать их позже и в другом месте. Но зачем всё это нужно?

А ��ужно это для проброса исключений между потоками. И происходит это различными способами, в зависимости от поставщика future. Но со стороны future всё выглядит одинаково: при ожидании на future посредством метода get, если в future был помещен exception_ptr, тогда  происходит выброс исключения в потоке, в котором происходит ожидание. Если происходит ожидание посредством других методов, тогда флаг готовности в разделяемом состоянии выставляется, НО исключение не бросается:

#include <iostream>
#include <future>
#include <exception>

int main()
{
    auto first = std::async([]()
    {
        throw std::bad_alloc();
    });

    auto second = std::async([]()
    {
        throw std::bad_alloc();
    });

    try
    {
        first.get();
    }
    catch(std::exception&)
    {
        std::cout << "catch exception from the first\n";
    }
    second.wait();
    std::cout << "second has been ended\n";
}

Кстати, из кода выше помимо вышеописанного поведения можно заметить и то, как прозрачно происходит передача исключения из одного потока в другой. Вы просто бросаете исключение, и поток владеющий future получит его незамедлительно в виде исключения брошенного в нем самом! Это поведение характерно когда используются std::thread, std::packaged_task и std::async.

Весь этот механизм работает следующим образом: помимо значений и отложенных процедур, future может хранить еще и exception_ptr. Соответственно, когда в функции выбрасывается исключение оно отлавливается одним из вышеназванных примитивов и сохраняется в future. Флаг готовности, также, выставляется. future дожидается появления флага готовности и проверяет, не сохранен ли exception_ptr в разделяемом состоянии, и если это так бросает исключение посредством std::rethrow_exception. Вот так вот всё просто и незамысловато. Зато как элегантно!

Особняком, среди поставщиков future, снова стоит std::promise, т.к. и в этом случае оно отличается большей гибкостью. promise содержит 2 метода для задания exception_ptr в future: std::promise::set_exception и std::promise::set_exception_at_thread_exit. Они полностью идентичны методам для задания значения, с той лишь разницей, что выставляют исключение в future.

#include <iostream>
#include <future>
#include <exception>
#include <thread>
#include <memory>

int main()
{
    auto spPromise = std::make_shared<std::promise<void>>();
    auto waiter = spPromise->get_future();
    auto call = [spPromise]()
    {
        spPromise->set_exception(std::make_exception_ptr(std::bad_alloc()));
    };
    std::thread thread(call);
    try
    {
        waiter.get();
    }
    catch(std::exception&)
    {
        std::cout << "catch exception\n";
    }
    thread.join();
}

Как вы можете убедиться, работа с исключениями в многопоточной среде мало чем отличается от работы в однопоточной. Что не может не радовать нас, программистов; фактически ничего нового учить здесь не придётся.


Остальные статьи цикла:

Часть 1: Мир многопоточный

Часть 3: Единый и Неделимый

Часть 4: Порядки и отношения

Часть 5: Граница на замке